Навигация

Джо Эстилл (Jo Estill) – 1921-2010

Автор: Анастасия Егорова
Опубликовано: 10.11.2013

Рубрику об Estill Voice Training хочется начать рассказом о неординарной, но малоизвестной в России личности, ставшей провозвестником совершенно иных взглядов на вокальное обучение, завоевывающих сегодня все более авторитетные позиции в мире современной сцены.

Jo Estill (25.04.1921 – 09.12.2010) - выдающаяся ученый-исследователь певческого голоса, певица и вокальный педагог, создательница метода Estill Voice Training, программы развития вокальных навыков, основанной на сознательном контроле специфических структур вокального механизма.

Родилась в США, в городе Донора (Пенсильвания), дочь итальянских эмигрантов, ее настоящее имя Josephine Antoinette Vadala. Страсть к вокалу проявилась у нее с детства, как это часто случалось с итальянскими эмигрантами, которые, переезжая в Америку, привозили с собой свою культуру и искусство.

Ее отец был портным в Пенсильвании, позже семья переселилась в Голливуд, где отец работал костюмером, так что Джо, можно сказать, выросла в шоу-мире.

Свою карьеру она начала как оперная певица, выиграв в 20 лет стипендию, чтобы поехать учиться в LaScala. Это было время самого разгара Второй Мировой войны, поэтому она не задержалась в Милане надолго, а вернулась в Америку, где и продолжила свою карьеру.

В Голливуде ей говорили: «Поёшь хорошо, но у тебя слишком длинный нос, поэтому ты никогда не станешь знаменитой». Однако Джо, в некотором роде, «взяла реванш», когда прославилась Барбра Стрейзанд.

Возможно, из-за сложностей военного времени, а потом и в силу семейного положения, она так и не сделала интернациональной карьеры. Позже Джо Эстилл стала известной в мире фониатрии, так как первой описала бэлтинг, то есть функционирование вокальных органов при достижении этого качества. Джо описала его, как особый вокальный стиль, несмотря на то, что была оперной (академической) певицей.

*****

Jo Estill рассказала о своей жизни в автобиографии, охарактеризовав как «жизнь, прожитую сложно и грустно», хотя и добавив, что кое-что полезное она все-таки сделала.

Она много занималась с различными преподавателями вокала, знала все о музыке, которую пела в течение своей карьеры, но было одно обстоятельство, которое всегда ее блокировало - боязнь первой ноты. Каждый раз, поднимаясь на сцену, она не была уверена, что голос в порядке, не была уверена, что может его контролировать, и постоянно молилась: «Господи, помоги мне сегодня спеть хорошо, в последний раз, и больше никогда...».

Но потом все забывалось, и она продолжала петь. Тем не менее, такое состояние беспомощности угнетало, и Джо пришла к выводу, что на самом деле ничего не знает о своем голосе и о том, как же он функционирует.

Движимая идеей разобраться в интересующей ее проблеме, в 42 года она поступила в университет на медицинский факультет, специализировавшийся в фониатрии и логопедии. Впоследствии Джо говорила, что все то, что на вокальном факультете казалось эзотерикой, стало доступным на медицинском.

А если так было в Америке, то что говорить об Италии с ее традиционными идеями об истинном пении, априори содержащим в себе нечто неуловимо магическое... По словам итальянских мастеров EVT, в Италии очень старая вокальная школа с, порой, гениальными гипотезами и экклесиологизмами, но при этом они далеко не всегда совпадают с медицинской и научной истиной.

*****

Итак, закончив институт, Джо начала собственные поиски, чему способствовала огромная удача: она оказалась в Нью-Йорке как раз в тот момент, когда там начались первые исследования в области голоса с использованием эндоскопии. Таким образом, Эстилл попала в число первых, кто мог это увидеть, а также понять многие вещи, интуитивно ощущаемые, но не соответствовавшие имеющимся на тот момент времени представлениям о работе вокального аппарата.

Отправным пунктом ее исследований послужила простая ситуация, произошедшая случайно.

В 1969 году Джо Эстилл проводила занятие по вокалу с одной из своих студенток, при этом занятие проходило в присутствии маленькой девочки – дочери этой студентки. Джо объясняла студентке, как надо петь, показывала сама, и в какой-то момент девочка, которая впервые слышала оперное пение, спросила: «Мама, а почему миссис плачет?»

Устами ребенка глаголит истина! Девочка восприняла звук голоса подобным плачу, что заставило Джо задуматься, что же она делает на самом деле при создании такого типа звука? Эстилл пришла к выводу, что и правда, она приводит гортань в такое же состояние, как при плаче. Ведь, как факт, при плаче наблюдается именно такая пониженная позиция гортани.

Последовал вывод, что ее голос не какой-то особенный, она очень много плакала в жизни, и вот это ей, возможно, и помогает так петь. Все люди плачут, следовательно, все могут петь. Именно с этого момента она начала поиск в направлении: «Что я делаю?», пытаясь разобраться, что же конкретно движется и изменяется внутри, помогая производить тот или иной вид звука.

*****

После интенсивной деятельности в качестве оперной певицы, в 1972-1979 годах Estill становится вокальным инструктором на кафедре отоларингологии медицинского центра, располагавшегося в северной части штата Нью-Йорк, в Сиракузах.

Здесь она, сотрудничая с фониатрами Ray Colton и David Brewer, двумя выдающимися исследователями голоса, начинает и свою новаторскую деятельность, представляя большое количество научных статей в области исследования голоса на конгрессах Voice Foundation.

С 1980 по 1984, в Городском Университете (City University) в Нью-Йорке Джо завершает все свои работы докторатом в области исследований голоса и формирует Estill Voice Training, тем самым положив начало официальной сертификации инструкторов метода.

С 1988 года метод EVT начинает активно внедряться в практику вокальных школ. Кроме того, Estill представляет курсы и семинары по своим исследованиям и по Estill Voice Training System (EVTS) в Лондоне, по приглашению Британской Ассоциации Голоса (British Voice Association), а затем и по всему миру. Ее метод оказывает большое влияние на музыкально-театральную школу Великобритании, предложив подход, альтернативный традиционному обучению вокалу.

*****

В своих исследованиях Jo Estill изучала различные качества голоса, связанные с разными стилями пения, используя электромиографию, электроглоттографию, анализ речевого сигнала, эндоскопию гортани, акустические измерения с одновременной видеостробоскопией. Это привело к созданию целой серии упражнений по разработке особого контроля над отдельными группами мышц, и, соответственно, структурами вокального механизма.

Весной 2004 года Jo Estill доверила контроль метода трем сертифицированным мастерам, обучавшимся непосредственно с ней: Kerrie Obert, Mary McDonald Klimek и Kim Steinhauer, которые создали Ассоциацию Vocal Innovations (Вокальные инновации) и продолжают начатое ей дело.

10 сентября 2004 года Jo Estill было присвоено звание почетного доктора Университета Восточной Англии (East Anglia University).

*****

Джо Эстилл преподавала по всему миру, закончив свою вокальную карьеру в 45 лет, и в этом же возрасте заметила, что впервые поняла, как работает голос. Поскольку Джо отдавала себе отчет в том, что в ее годы вряд ли кто-то возьмет в театр, так как в 50 лет оперная певица находится на закате своей карьеры (если только она не знаменитейшая), то решила, что ее главной задачей теперь станет деятельность иная - помочь петь другим! И популяризация ее знаний - отныне основная цель жизни.

У Джо было много публикаций, она работала с лучшими фониатрами, в числе которых известный японский ученый - Yanagisawa, с которым она начинала эндоскопические исследования и проработала много лет. Многие ее работы публиковались в самых престижных американских изданиях. Теперь в Америке данную деятельность представляет Estill International.

Метод Джо Эстилл широко используется в США и Великобритании, Италии, Австралии и множестве других стран главным образом, как вокальный (в поп, рок-музыке, в мюзикле), но есть и другое его направление - терапевтическое.

*****

В 2001 году, в возрасте 80 лет Джо в последний раз была в Италии с семинарами. Тогда ответственная по Италии мастер EVT с особыми привилегиями Elisa Turla (в прошлом ее ученица), попросила записать что-то, чтоб осталась память и о зрелом голосе певицы и исследователя, так как в итальянском архиве есть только записи в возрасте 18 и 25 лет:

Джо Эстилл выбрала фрагмент, содержащий бэлтинг - «May be this time» из «Cabaret», ее записали в Италии под гитару (а потом уже наложили бас и сделали базу)...

...и джазовую - «My Funny Valentine», в другой манере, с нотами, взятыми pianissimo. Джо прекрасно умела контролировать голос. Только в конце специально, в дидактических целях, она акцентирует согласные, так как всегда говорила, что произношение обязательно должно быть четким и понятным.

Поскольку она не привыкла к микрофону, запись проводилась с использованием обычного, не студийного, так что временами слышны чрезмерные шумы.

Да-да! В последних двух примерах вы слышите голос 80-летней женщины!

Минус, конечно, в том, что записи эти мне пришлось копировать на обыкновенный цифровой диктофон во время прохождения программы тренинга...

*****

Удивительная женщина Jo Estill начала петь в 4 года, а в 67 лет стала пропагандировать инновационный метод. Она посвятила всю свою жизнь научным поискам, но обладала также и огромной артистической компетенцией. Сейчас, по прошествии 25 лет, многое уже кажется очевидным, но тогда она стала первой, кто, будучи исполнителем, смог понять, как работает голос, и как эти знания правильно использовать.

Ранее только медицина и фониатрия были в состоянии увидеть проблему, и лишь в целях ее устранения. Ведь задача фониатра и отоларинголога - выслушать жалобу пациента, увидеть болезнь и вылечить ее, сделав человека здоровым, как все остальные граждане. В то время, как задача исполнителя - улучшить, усилить свой инструмент, так как его вокальный аппарат не должен быть просто в порядке, а должен обладать бОльшими возможностями и особыми качествами.

Таким образом, вокальные и театральные знания, помноженные на научный опыт J.Estill, привели к пониманию того, как должен функционировать инструмент вокалиста, актера, спикера, иными словами - профессиональный голос.

*****

Она была настолько дальновидна, что еще в прошлом веке поняла, что «война» на стилистическом уровне классическим вокалом проиграна. С развитием многочисленных новых стилей артисту нельзя запретить использование новых приемов, безобидны ли они или вредят голосовому здоровью, поэтому важно было найти систему, позволяющую вокалисту практиковать то, что он хочет практиковать, не нанося этой практикой вреда голосу.

Сегодня Estill Voice Training преподается по всему миру инструкторами и преподавателями, которые могут обеспечить сертификацию во многих странах. Во многих школах, университетах и консерваториях Европы и Соединенных Штатов студенты проходят курс EVT. В Королевской Академии Музыки в Лондоне (Royal Academy of Music) Estill Voice Training является основной базой на факультете музыкального театра (мюзикла).

Система используется во многих школах Австралии, а также в консерватории столицы Венесуэлы - Каракасе. EVT является инновационной системой подготовки голоса, которая через знания физиологии позволяет достичь сознательного контроля мышечной работы, связанной со звукообразованием, развивая, таким образом, настоящее мастерство, то есть уверенность и безопасность пения в любом стиле.

Главная цель метода - помочь исполнителю раскрыть свой потенциал, а также его пределы, позволив снизить как риски, так и страхи, продиктованные неопределенностью в познаниях физиологии, и, соответственно, ведущие к недостаточному управлению своим голосом.

Исполнитель рассматривается, как «инструмент», и отсюда возникает необходимость самому же ознакомиться с анатомией и физиологией своего вокального аппарата. А отсюда появляется возможность увидеть, что же на самом деле происходит во время исполнения тех или иных вокальных приемов.

*****

Когда-то об этом мечтал знаменитый Мануэль Гарсия, пользуясь зубным зеркалом в попытках рассмотреть работу голосового аппарата.

Jo Estill одна из тех, кто воплотил эту мечту в реальность.

Так что же такое EVT? Рассказ об этом удивительном методе начинается со следующей статьи.

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник




Подвал
Наверх