Навигация

Сделай передышку!

Автор: Анастасия Егорова
Опубликовано: 12.12.2019

Сегодня мне хотелось бы представить вам статью выдающегося человека, музыканта, преподавателя по вокалу и речевой терапии, а также Вице-Президента Estill Voice International MARY McDONALD KLIMEK.

Эту статью вы найдёте в оригинале в блоге Ассоциации Estill Voice International: https://www.estillvoice.com/2019/11/take-a-breather-mary-klimek/

Так что те, кто читает на английском - не нуждаются в моём переводе.

Для тех же, кто испытывает трудности, предоставляю её перевод, который был сделан пару недель назад, но согласие на публикацию которого я наконец то получила от Мэри.

Мэри - очень деликатный, не амбициозный и постоянно сомневающийся человек, что свойственно всем профессионалам с большой буквы. Потому 100% согласие на публикацию было получено не сразу, а только после моих многочисленных просьб.

Тема статьи Мэри, думаю, близка большинству читателей, не оставила она равнодушной и меня, так как всё это до боли знакомо! Именно по этой причине не составило особого труда приложить все чудеса красноречия, чтобы убедить мою замечательную наставницу (учиться у которой мне выпала огромная честь), в том, что чтение этой статьи может стать поистине терапией, как психологической, так и физиологической для многих вокалистов!

И что в России она БОЛЕЕ чем необходима.

*****

Сделай передышку!

Mary McDonald Klimek (Мэри Макдональд Климек), Вице-Президент Estill Voice International

Мои Apple Watch напоминают мне о дыхании несколько раз в день. Думают, что я могу забыть?

Они так заботятся об отслеживании моей повседневной деятельности, призывая меня делать больше, что я действительно ценю, когда вибрация на моём запястье просит меня немного притормозить и просто ДЫШАТЬ.

С дыханием у меня сложились сложные отношения с небольшой “историей”. В конце концов, мы сожительствуем с этим телом 70 лет. Я ЛЮБЛЮ своё дыхание. Оно сообщает мне, когда я здорова, оно сообщает мне, когда что-то выходит из равновесия. Но наши отношения не всегда были лёгкими. Я глубоко благодарна ему за то, что, наконец, мы разрешили наши разногласия и стали лучшими друзьями! Наконец? Да, потому что в течение почти 30 лет наши отношения были враждебными. Что завело нас в этот тупик? Моё желание ПЕТЬ!

Мой первый не учитель (меня посчитали, слишком юной для официального обучения) просил меня дышать животом. Это было представлено, как задача первостепенной важности. Было приложено много усилий ... пока однажды днём, сидя за своей партой на уроке латыни, я не заметила, что дышу животом, даже не думая об этом. Мой следующий Учитель клал меня на пол с кучей книг на животе; ещё один позже заставлял меня начинать каждый звук с небольшого удара в кишечник; следующий учил неустанному расширению грудной клетки… К тому времени, когда я встретила Джо Эстилл, моё дыхание и я враждовали! Чем больше я изо всех сил пыталась дышать «правильно», тем труднее становилось петь длинную фразу, удерживать вибрато, протягивать длинные ноты, которые появлялись в череде мелизмов в ариях Баха… Мой внутренний голос говорил мне именно те вещи, что я услышала спустя десятилетия в клинике голосовой терапии от моих пациентов: «Я знаю, что у меня не хватает дыхания... Я не использую своё дыхание так, как необходимо... поддерживая диафрагмой». Дыхание определенно было проблемой, не я!

Я была не готова признать тот факт, что моё дыхание и я были в неблагополучных отношениях. Звучит знакомо? Я испытываю сочувствие ко всем, кто попал в ловушку дисфункциональных дыхательных циклов. Должны ли мы создать группу поддержки? (Это, конечно, игра слов!)

МОЙ ПЕРВЫЙ КУРС С ДЖО ЭСТИЛЛ

В первое утро моего первого курса с Джо Эстилл она составила график объёма легких (остаточный, резерв выдоха, уровень спокойного выдоха, резерв вдоха) с чертежами объёмов спокойного и речевого дыхания. Она перешла к кривой релаксации (слушайте её лекцию «In Her Own Words» («Её собственными словами»), доступную в Estill Education Fund).

Затем последовало упражнение, которое было очень похоже на те, которые я уже делала раньше при обучении вокалу у других педагогов и при разогреве голоса в хоре: «Наполните свои лёгкие воздухом и выдыхайте __ * __ настолько долго, насколько это возможно!» Рекомендации некоторых преподавателей были: «достаточно дыхания, чтобы удержать пуховое перо над вашей ладонью», другие призывали выдыхать на «тссс» или «сссс». «Как можно дольше» всегда было неотъемлемым атрибутом упражнения и никогда не вызывало у меня беспокойства. В хоровых разминках это было похоже на соревнование - остаться последним шипящим певцом.

В то утро с Джо Эстилл все было В Поисках Нового Пути! Она попросила нас сделать большой вдох и шипеть очень тихо, пытаясь почувствовать ощущения мышечной работы в начале выдоха ... на секунду или две позже ... и еще на секунду или две позже ... и так далее, и так далее, пока все дыхание не кончится. Меня постигло озарение: «Удерживание дыхания постоянно одной и той же мышечной стратегией НЕ ИМЕЕТ СМЫСЛА!» При большом лёгочном объёме и большом давлении мне нужно было сдерживать его, при среднем- я могла просто отпустить его, при низком давлении и объёме лёгких у меня сокращались все мышцы нижней части живота, чтобы выжимать его! Заключение Джо Эстилл о том, что надо «позволить дыханию свободно меняться в зависимости от того, что оно встречает на выходе», казалось логичным И фантастическим.

*****

Что я предлагаю в качестве «перезагрузки» для дисфункционального дыхательного цикла? Выдохните до Уровня Спокойного Выдоха (УСВ) и ПОДОЖДИТЕ следующего вдоха.

Если УСВ является новым для вас, вот ПОШАГОВЫЕ ИНСТРУКЦИИ:

1. Сделайте удобный вдох (с низким уровнем работы), а затем ПОЗВОЛЬТЕ воздуху выйти из лёгких без каких-либо толчков или нажатий. Секундомер не требуется.

2. Когда давление воздуха в ваших лёгких снизится до уровня Атмосферного Воздушного Давления, выдох прекратится сам собой, и ваша голосовая щель (пространство между истинными голосовыми складками) останется открытой. Не нужно ничего «удерживать».

3. Дождитесь этого, дайте вашему телу время, и оно само вдохнёт, когда это необходимо. Иногда это случается немедленно. В других случаях вы можете быть удивлены этими секундами «отдыха». Ни один результат не является правильным или неправильным.

4. Прочувствуйте «движение дыхания» во время этого вдоха. Да, что вы чувствуете? Что слышите? Что вы видите? Подключите ваши ощущения, чтобы почувствовать где и как движется ваше тело. Прикрывайте уши, чтобы усилить слуховые ощущения шумов дыхания при вдохе. То, что вы видите, может быть визуализацией разума. Движение может быть слишком маленьким, чтобы его увидеть! Зеркало не требуется.

Извиняясь за своё сомнительное чувство юмора в следующей игре слов: «дисфункциональные отношения с дыханием», могу дать совет: если у вас астма, тревожное расстройство, хроническая боль или любое заболевание или травма почти в любом месте вашего тела, это, якобы простое задание, покажется вам невыполнимым ... ТЕМ НЕ МЕНЕЕ! Даже если вы находитесь в хорошей рабочей форме, вам может быть сложно.

Некоторым людям потребуется больше практики. Для других это может «щелкнуть» сразу. Но терпение и непредвзятость - всегда в помощь.

Мы можем доверять нашим изысканным телам, которые способны совершать очевидные и тонкие изменения деятельности дыхания: во время сна, пробуждения, хотьбы, пробежки, столкновения с опасностями, расслабления … Теперь, когда я больше не блокирую свои рёбра и мышцы живота, я могу чувствовать приливы и отливы всех видов мышечной активности, когда я делаю Сирену на весь мой диапазон, когда говорю, пою. Ранее я писала об осознании того, что использовать одну стратегию для «поддержки голоса» постоянно абсолютно бессмысленно. Стараться использовать одинаковую скорость дыхания всё время- также неправильно. Я сижу и удивляюсь различным скоростям выдоха, которые я чувствую, когда говорю и пою с разными вокальными качествами.

Ооооопс! Ну вот и снова! Мои Apple Watch вибрируют. Время дышать!

*****

ОБ АВТОРЕ:

Mary McDonald Klimek, MM, MS-CCC/SLP
Мэри Макдональд Климек, MM, MS-CCC / SLP (*Сертификат Клинической компетентности по патологии речи (CCC-SLP) Американской ассоциации речи и слуха (ASHA) является признанным в США профессиональным сертификатом, который служит отличным знаком в профессии SLP и стандартным требованием лицензирования в ряде штатов) более 45 лет работает профессиональным музыкантом и преподавателем вокала. В течение почти 14 лет она работала старшим речевым патологом в лаборатории голоса и речи в Массачусетском глазном и ушном госпитале в Бостоне, штат Массачусетс, предоставляя услуги голосовой терапии для профессионалов голоса. Г-жа Климек читала лекции по всему миру на темы, представляющие интерес для голосовых терапевтов, и её статьи были опубликованы в нескольких учебниках по голосовой терапии.

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник




Подвал
Наверх