Навигация

EVT - «школа вокала» для педагогов

Автор: Андрей Васильев
Опубликовано: 30.12.2014

Как относиться к методу EVT? Что это, голосовой тренинг? Направление развития науки? Экспериментальная площадка для проверки теоретических идей? Бизнес-проект?

Удивительно, но на все эти вопросы можно ответить - ДА! EVT - это все вместе.

Главное качество этого международного проекта – теснейшее сотрудничество науки с вокальной (и ораторской) практикой. Причем наука в данном случае «лежит во главе угла», никакие практические шаги не предпринимаются вне их предварительной проверки с научной точки зрения.

Именно для осуществления научных изысканий проект EVT обязан быть самоокупаемым, поскольку исследования – штука дорогая, практически половина общего бюджета всей Ассоциации Estill International уходит в науку.

Верность такого подхода подтверждается практикой уже несколько десятков лет, так как новейшие концепции, предложенные на основании все более глубокого поиска, все надежнее ведут к требуемым результатам. А что такое требуемый результат?

Требуемый результат – это способы быстрого и «здорового» (то есть верного с медицинской и физиологической точки зрения) получения голосом студента тех качеств, которые ему необходимы.

Таким образом, научный и медицинский (терапевтический) кластеры EVT заняты разработкой «инструментария», который, в свою очередь, используют вокальные педагоги по всему миру, проверяя его на практике и ставя перед наукой новые задачи. Симбиоз!

*****

У нас в России с начала XXI века стала широко известна и популярна так называемая «школа Сэта Риггса», концепции которой для вокальных педагогов (и самостоятельных занятий студентов) сведены в целое в известной работе «Пойте как звезды».

Не меньшую известность получил, уже благодаря Интернету, вокальный тренер Брэтт Мэннинг со своим проектом «Singing Success» (Успешное Пение или Успех в пении), который вместе с партнерами использует те же самые концепции, что и Сэт Риггс, разница там минимальна.

Однако, ни Риггс, ни Мэннинг не ставили себе целью сотрудничество с наукой, да и задачи у них были, видимо, довольно узкие. Поэтому с точки зрения специалистов EVT данные концепции и «инструментарий» дают лишь небольшую ЧАСТЬ целого. Иными словами – это все правильно, но далеко не полно…

Даже использовав предлагаемые методы на 100 процентов, вокалист будет лишен многих возможностей, поскольку названные специалисты о них просто не говорят…

EVT не отрицает подходов Риггса, он лишь сообщает, что они совершенно недостаточны…

*****

Что мы привыкли понимать под выражением «школа вокала»? Задумайтесь! Это некое место, в котором один или несколько людей, вокальных педагогов, дают уроки пения, используя свои собственные знания и опыт. «Место» может быть и виртуальное, в Интернете, например.

Конечно, у понятия «школа вокала» есть и еще один семантический смысл – это некое законченное методологическое исследование или сборник собственных мыслей, выраженное в форме научной работы, популярной книги, набора упражнений. Или книги с набором упражнений, хоть изданной типографским способом, хоть распространяемой электронным образом.

Именно такими «школами» являются и книга Риггса, и Интернет-проект Мэннинга. И еще масса других «школ».

Знания и опыт у каждого вокального преподавателя - свои, и могут кардинально отличаться от убеждений его коллеги, тоже вокального педагога. Поэтому вокальных школ - огромное количество. Практически, у каждого отдельно взятого вокального преподавателя - своя отдельная вокальная школа.

Проверить просто - достаточно набрать в поисковой строке слова «вокальная школа». При этом, как правило, подавляющее большинство российских (да и не только) педагогов используют совершенно одни и те же понятия, формулировки и даже упражнения, называя школы, почему-то, своим именем... Абсурд... И уже стало устойчивым убеждением, что сколько педагогов, столько и способов обучения пению. И что в этом хорошего-то?

Все обучение превращается в лотерею и зависит от того, попадет ли желающий к педагогу, который действительно может научить его петь так, как он сам (желающий) хочет, или нет. А в России, пока, вероятность такого события очень и очень мала...

Одновременно такая «лотерея» работает и в отношении самого педагога. Пришел к нему на занятия «понятливый, работоспособный, талантливый» - отлично, моя методика работает! А если другой? Значит – сам виноват… Ну тогда это не методика обучения, а естественный отбор…

*****

Те знания, те способы, технологии, которые используются для обучения своих студентов Мастерами EVT, как-то слишком примитивно называть «вокальной школой». Да, если Вы хотите научиться определенному вокальному стилю (в том числе и классическому вокалу), то вас научат контролировать свои голосовые механизмы для использования их для пения. Именно того, которое Вы хотите освоить.

В данном случае «школа вокала» универсальна. От классической оперы до «металлических» стилей рока и даже обертонального (тувинско-монгольского) пения. Любой голос создают мышцы, управляющие «механизмами» тракта. Обучите мышцы - и Вы получите ЛЮБОЙ требуемый звук, который человек вообще в состоянии издать.

А если задача у Вас совсем другая?

Предположим, Вам не пение нужно, а ораторское мастерство, поставленный, звонкий, «пробивной» и не устающий голос. В этом случае технология обучения даст Вам возможность овладеть и использовать свою физиологию для данных целей.

Кроме ораторского навыка, сильным и умелым голосом должен обладать актер. Разумеется, способы работы, применяемые EVT, помогут и в этом случае. Не вокалом единым...

Поэтому никто не называет EVT «школой вокала», есть другое, более ёмкое понятие - МЕТОД!

*****

Обратите внимание, не «методика». Тоже изрядно подпортившее репутацию словцо... Ибо, опять же, каждый вокальный педагог, даже только что получивший «корочки» какого-нибудь ВУЗа, спешит свои занятия назвать или «школой вокала», или «методикой (собственного имени)».

А вот в международной организации Estill International множество вокальных педагогов из разных стран мира, и все они сразу сообщают, что у них ОДИН МЕТОД работы с голосом - Estill Voice.

Данное единодушие наблюдается не только благодаря жесткому строению организации, главным образом это происходит, благодаря ЭФФЕКТИВНОСТИ самого метода! Специалист (педагог или тренер) на собственном опыте убеждается в действенности, поэтому и не возникает желания создавать очередную «вокальную методику себя любимого». Да и зачем?

Если цель педагога - учить, то столь отточенный инструмент, как метод Estill Voice, позволит не только решить ЛЮБУЮ, стоящую перед ним задачу, но и постоянно быть в курсе новых исследований, новых техник, новых упражнений и действий, найденных, опробованных и применяемых другими его коллегами.

Впрочем, насколько мне известно, никто не будет контролировать того или иного педагога на его занятиях. Если он хочет использовать свои собственные наработки – пожалуйста! Другое дело, что на практике даже проходящие обучение EVT преподаватели (с такими мыслями), довольно быстро отказываются от них, убеждаясь в действенности метода. Зачем «от добра добра искать»?

Другое дело, если целью является только обогащение или «приобретение авторитета» в своем профессиональном окружении любой ценой... Такие «специалисты» долго в рамках организации не держатся...

*****

В сущности, работа всего комплекса EVT сообразна работе серьезных промышленных компаний, создавших в свое время определенные СТАНДАРТЫ. В средние века, например, отсутствие необходимых стандартов для производства чего-либо напоминало сегодняшнюю ситуацию с вокальным обучением – каждый ремесленник «изобретал» что-то свое, которое не могло быть использовано другими. И в первую очередь – по причине отсутствия общей терминологии.

В результате «готовое изделие» настолько отличалось от такого же, но изготовленного другими, что никакими способами невозможно было найти даже общий язык – каждый ремесленник описывал (если не хранил в тайне) свои способы и результаты по-своему, а другие пытались его понять, что без непосредственного контакта делать не получалось. Не зря же даже Петр I ездил в Голландию, чтобы научиться строить корабли.

И уж, конечно, никто не повторит «подкованной блохи»!

Примеров из Истории много – это и некалиброванные пушки 14-го века, когда для каждой искали свой камень, чтобы выстрелить, и «дамасская сталь», рецепт которой утерян со смертью последнего, знавшего его мастера, и секреты изготовления скрипок Страдивари…

*****

Конечно, что-то получая, что-то и теряешь. Способ стандартизации дал миру массовое промышленное производство, а массовость – это всегда отсутствие индивидуальности, что, как мы понимаем, неприемлемо для искусства. Тут как раз важна именно она.

Хотя… Именно благодаря стандартизации на определенных этапах производства, мы сейчас наблюдаем автомобильный «бум»! А также «бум» электронных средств обработки, хранения и передачи информации! Космонавтика, медицина, строительство, военное дело – весь современный мир появился, благодаря СТАНДАРТИЗАЦИИ.

Искусство вокалиста – всегда индивидуальность, опирающаяся на его ТЕХНИКУ! Метод не штампует одинаковые голоса, поскольку это вообще в принципе невозможно. Но зачем «искать опору» тысячью разных способов, если найти ее проще одним? Аналогично и с другими техническими аспектами.

А когда найдено и получено техническое совершенство, кто мешает УПОТРЕБИТЬ его согласно своей ментальной индивидуальности? Или Леонардо не владел техникой живописи?

Вот в этом смысле стандартизация «инструментария» EVT выгодна вокальному педагогу. Только в этом! Научно подтвержденные факты, единство терминологии, отсутствие эмпирических, непроверенных практикой «догадок» и приводит к возможности ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ для достижения цели.

Исследователи постоянно идут вперед в своих поисках и открытиях, а в задачу Мастеров входит не только четкое следование методу, но и творческая работа по разработке новых упражнений, естественно, на основании этих исследований и в строгом соответствии с Методом.

Согласитесь, одинаково говорить – это ключ к пониманию. Думать можно по-разному, но язык должен быть понятен всем, иначе никто, никогда и ничего другому ТОЛКОМ не объяснит.

*****

В этом смысле передача собственных ОЩУЩЕНИЙ другому человеку (на чем построены пока все вокальные методики в России) – очень скользкий путь, ибо ощущение – это уже следствие, а не причина, его вызывающая. А следствие может быть одно и то же при совершенно разных причинах …

Допустим, вы, находясь в ресторане или кафе, услышали со стороны кухни звук бьющейся посуды. Звук – следствие, посуда разбилась. Однако, как вы можете судить о причине этого события? Ведь бьющаяся на кухне посуда может быть свидетельством массы различных событий – поваренок (мойщица) неудачно поставила на стол, кто-то, пробегая мимо, задел, хозяин дает «разнос» и, в сердцах, грохнул тарелку, посторонний человек повел себя, как «слон в посудной лавке» и так далее…

Очевидно, что сам по себе звук не свидетельствует в пользу того или иного способа его производства. Конечно, есть события, в данном случае более или менее вероятные. Услышав из кухни звук разбившейся тарелки мы, скорее всего, решим (для себя), что просто работники задели неудачно поставленный предмет, он упал и разбился… Это наиболее вероятное объяснение.

Теория вероятности гласит, что наиболее вероятная причина и является наиболее верной.

Но ведь могут быть и другие…

А вот вокальному педагогу нужно уметь принимать во внимание не только наиболее вероятные реакции организма при производстве голоса, но и слышать нюансы, дающие ТОЧНУЮ характеристику причины события!

Чему и обучает педагога метод EVT! Миллисекундные проявления «призвуков» до, во время, или после фонации, пусть даже короткой по времени, дадут «диагноз», точно «опишут» случившееся в вокальном аппарате. Чем покажут педагогу, как на бумаге, что же происходит в голосе его подопечного в данный момент, в чем истинная ПРИЧИНА возникновения того или иного звучания голоса.

*****

Совсем без ощущений невозможно управлять тем, чего мы не видим – структурами вокального тракта. Но логичнее выработать управление той или иной структурой (в этом случае ощущение будет стабильным и стандартным), а потом просто «складывать» наработанные навыки друг с другом.

Согласитесь, если вы закроете глаза, то при команде «пошевели указательным пальцем», даже не видя его, сможете без проблем это сделать. Аналогично, если поступит команда – «пошевели стопой ноги», подними, отклони вправо/влево и так далее…

Вы не видите пальца, стопы, но движение их не является проблемой, не так ли? За это отвечает не зрительная, а мышечная память. Аналогично, если выработать навык управления тем или иным хрящом гортани или сфинктером, позже достаточно команды – «наклони хрящ, сожми сфинктер».

А вот каким будет звук при этом – вполне можно подбирать на практике. Но и «командный язык», так скажу, будет иным. Ведь понятнее (для владеющего аппаратом) вокалиста выражение «добавь анкеровки на уровне пояса», чем – «тебе не хватает опоры».

«Тебе не хватает опоры» или «Ты не опираешь звук» не имеет семантической направленности на то, что нужно сделать. Это констатация факта, а не конкретный совет… Ну, не хватает, допустим, и что? Сделать-то что, чтобы хватало?

Универсальный язык, предлагаемый методом EVT, с легкостью разрешает эту проблему, поскольку «заточен» не под «прилагательные», а под «глаголы».

*****

Традиционный российский вокальный педагог скажет, например, что звук «не яркий» (прилагательное), а evt-шник – «не достаточно тванга» (семантика глагольная). В чем разница? В звуке – ни в чем, разница в рекомендации.

КАК сделать звук ярким – не сказано. А вот «не достаточно тванга» - сразу говорит о том, ЧТО ИМЕННО нужно делать. Поскольку вызов twang – это стандарт обучения, это «ключ на 15» (а не «вон та фиговина...»). Вокалисту, уже знакомому с терминологией, понятно, где и в каком месте нужно дорабатывать. И вопросов по поводу: «А как сделать его ярче?», не будет. Вопросы могут возникнуть по поводу отработки именно twang.

Еще пример.

«Ты поешь не «в маску». И что? А что сделать, чтобы петь в нее? Опять констатация факта. «Пой в маску», «пой на зубы», «пой, чтобы получался близкий звук» - это все сентенции, далекие от тех реальных действий, которые нужно произвести. «Пой» (туда или сюда) никак не говорит о самом способе – КАК ЭТО СДЕЛАТЬ?

Вершина «компетентности» – попадай в резонаторы!

Интересно, КАК, если голос и рождается благодаря системе резонаторов? Как он может в них «не попасть»? Ну ведь очевидно, что речь идет не о «попадании», речь идет о качестве звука. А его (качество) не изменить рекомендацией «Попадай!» Или «Пой!»

*****

Нужно уметь УПРАВЛЯТЬ своими резонаторами. Поэтому специалист, обученный в EVT, сказал бы по-другому (в конкретном случае, естественно): «Анкеруй шею (или торс)!», «Не удерживай гортань!», «Переведи голос в cry..» Ну и много чего еще, все же зависит от конкретики события…

Но, по крайней мере, это рекомендации, сопряженные с конкретными ДЕЙСТВИЯМИ!

«Спой помягче» - это не сказать ничего. Можно, конечно, подумать в данный момент о мягкой подушке с одеялом, но вряд ли это поможет добиться «мягкого» звука…

Вы спросите, возможно, а что же такое cry? Так ведь в том-то и дело, что «двигать пальцем» учатся сначала, поэтому для вокалиста слова (в данном случае) «Переведи голос в cry..» скажут в тысячу раз больше, чем слова, например: «Ты можешь этот момент спеть посильнее? Тебе опоры не хватило… Добавь звука!»

И «даванёт» он сильным выдохом, и сожмет при этом вестибулярные (ложные) складки, и получит зажатый звук… Или зафальцетит… Ведь «посильнее» и «опоры не хватило» с чем ассоциируется в сознании в первую очередь? Вот именно, с воздушным посылом, толчком, попытками крикнуть… А кричать нужно еще научиться…

Или: «Ты вот здесь в резонатор не попал, как-то глухо прозвучало… Не в «маску», звук какой-то «далекий» (глубокий, тусклый, не направленный, ушедший, съеденный, не выведенный, …)» Выбирайте сами…

Прилагательные, или глаголы? Ощущения, или КОНКРЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ?

*****

Коснусь и другой стороны Метода.

Никто не говорит, что вокальный педагог, применяющий EVT в своей практике, должен быть «альтруистом-бессребреником». Как раз наоборот.

Популярность современных вокальных стилей велика, информация об EVT распространяется все шире, масса абитуриентов хотят быстро и эффективно изменить свои вокальные (и другие) навыки в нужную сторону. Поэтому востребованность специалиста, владеющего технологиями EVT, в мире чрезвычайно высока.

И наш сайт, в том числе, является распространителем информации о данном методе ОБУЧЕНИЯ ВОКАЛЬНОЙ ТЕХНИКЕ.

Разумеется, знания и умения педагога находят свое отражение на финансовом уровне.. Тут уж искать учеников не придется... Сами в очередь выстроятся! В этом проявляется коммерческая сущность МЕТОДА.

Так что тот вокальный педагог, кто хочет заработать на своих знаниях, может сделать это совершенно реально! Да при том еще и заслужив репутацию классного специалиста! Ведь изобретать ничего не надо, МЕТОД работает сам, нужно лишь постараться не отступать от него.

А если возникают сомнения в чем-то, целая плеяда коллег и Мастеров более высокого уровня всегда готова прийти на помощь. Или лучше пытаться найти неизвестное методом тыка, без гарантии того, что найденное является верным? И если помогло одному, то может совершенно отрицательно сказаться на другом?

*****

Традиционно различные педагоги, пропагандирующие ту или иную вокальную школу, обязательно показывают своих учеников, ну а если «ученики» - это звёздные вокалисты, то тут уж основной акцент смещен именно в их сторону.

Подобный ход применен, в частности, Сэтом Риггсом и издателями его книги.

С EVT дело обстоит несколько иначе. Вы узнаете из дальнейших статей данной рубрики о том, почему именно так. Однако, вот некоторые примеры, снятые в разное время разными специалистами, работающими, используя Метод.

Разумеется, данные примеры не могут показать САМОЙ СУТИ метода, это лишь то, к чему он приводит, некоторые «промежуточные результаты».

Первый пример - нарезка из записей в студии и на выступлении подростков из возрастной группы от 13 до 17 лет. Согласитесь, немногие вокалистки такого возраста у нас могут похвастаться своим умением производить полный звук на достаточно высоких нотах. Как правило, все в «головной» голос уходят, а вот тут мы видим иные качества.

Еще один актер - Алессандро Кампоне, о котором точно известно, что он являлся студентом одного из Мастеров EVT. Вот отрывки из его «Гефсемании» (Иисус Христос - Суперзвезда):

А вот его исполнение «In My Defence» Queew:

Хор «True Voice», руководимый Мастером CCI EVT Алехандро Мартинесом, отрывок из выступлений. Все участники хора - вокалисты, которых готовили, используя Метод, как основу.

А вот индивидуальный проект девушки, которая тоже солирует в хоре «True Voice». Другие ее примеры можно также найти в YouTube.

Ну и, конечно, достаточно знаменитой певицей, использовавшей для работы над своим вокалом Метод EVT, является итальянская поп-звезда Карима.

*****

В данной статье приведены примеры из итальянского кластера EVT, так как доподлинно известно, что в обучении использовался именно Метод EVT. Разумеется, немало и в других странах, но кто точно - не известно, а фантазировать ради результата... Не солидно...

Вполне достаточно и приведенных примеров. Отличие EVT в скорости обучения, отсутствии «фонотравматизма», универсальности и с точки зрения вокального стиля, и с точки зрения терминологии.

В Россию этот Метод вокального обучения впервые пришел в конце мая 2015 года, когда в Москве состоялись вокальные тренинги I и II ступеней. В Италии, США, Великобритании он уже используется, как официальный, применяемый в специализированных учебных заведениях, а не только педагогами-подвижниками. Конечно, нам до этого еще далеко... Но плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, не правда ли?

Разумеется, тех, кто вполне удовлетворен существующим положением вещей, я ни к чему не призываю, но если Вы согласны, что пора бы многое поменять в нашем вокальном обучении - предлагаю подробнее, внимательнее и серьезнее посмотреть именно в сторону EVT. Теперь тренинги проводятся на постоянной основе, подробнее о них Вы можете узнать на этом сайте.

Получить в свое распоряжение столь действенный и удобный «инструмент», конечно, не просто. Однако, дорогу осилит идущий. Если Вы - молоды, амбициозны, если Вы любите свою столь сложную профессию - профессию вокального педагога, если Вы - ищущий и неравнодушный человек - то именно Вам адресовано данное предложение!

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник



Подвал
Наверх